И главный пароль для неё слово «роль».

27.09.2022 г.

// "Вечерняя Уфа", 27 сентября 2022 год

Эти разные, разные, разные лица актрисы Ирины Агашковой

В четверг в Русском академическом театре вновь будет битковой зал, поскольку мюзикл Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна «Голубая камея», несмотря на то, что он был поставлен режиссером Михаилом Рабиновичем более тринадцати лет назад, остается все так же популярен, как и в премьерные дни, и продолжает собирать огромное количество зрителей. Но ныне «Камея» помимо всех своих достоинств привлекла публику под своды ГАРДТ РБ и еще одним обстоятельством.

29 сентября бессменная исполнительница роли Княгини Пашковой – народная артистка Башкортостана Ирина Агашкова отмечает особый день рождения. И, безусловно, в этот вечер коллектив ГАРДТ РБ будет чествовать одну из своих ведущих актрис.

Весь минувший сезон выпускники знаменитого курса (его основной костяк) выдающегося театрального педагога Павла Романовича Мельниченко, закончившие Уфимский государственный институт искусств в 1983 году и сразу же принятые в труппу Русского театра, один за другим, поскольку все они одногодки, отмечали юбилейные дни рождения – Владимир Латыпов, Александр Федеряев, Татьяна Макрушина… И вот неспешными шагами приблизился черед Ирины Георгиевны, в каком-то смысле замыкающей юбилейный список своих собратьев по творческому цеху, однокурсников, коллег, партнеров во многих спектаклях… Пройти мимо события сего мы не можем, поскольку актриса Агашкова входит в когорту самых востребованных актеров ГАРДТ РБ.

Очень талантливая актриса, профессионал во всем, что касается ее работы, она не особо жалует пишущую братию, опасаясь дилетантов с их наивными, ставящими собеседника в тупик, а подчас и раздражающими его вопросами… А посему я не стала, тем более в канун личного праздника Ирины Георгиевны, искать общения с ней, решив перебрать в своей памяти те встречи с актрисой Агашковой, которые произвели на меня особое впечатление. Попробую составить из своих отрывочных воспоминаний связный рассказ, опираясь в этом экскурсе на комментарии коллег виновницы торжества, не называя оных, поскольку от этой формы поздравления она мягко уклонилась…

Итак, начнем с того, что я высоко ценю дарование народной артистки Башкортостана Агашковой, а она, безусловно, поцелована Богом и плюс к этому обладает огромным количеством достоинств, характерных не для всякой драматической актрисы. Имею в виду в первую очередь то, что для актрисы не музыкального театра она очень хорошо поет, сие дано не каждому, поет очень чисто, понимает, где в процессе исполнения можно не пропевать фразу, а именно что-то сказать, сыграть, и это будет гораздо весомее, чем просто чистая нота, не спеть, а проговорить иной пассаж, очень выразительно, и это будет в разы мощнее. Она это понимает, поскольку Агашкова эстет, у нее очень хороший вкус, и когда Ирина поет на сцене, она держит зал, зритель на нее не только смотрит, он ее слушает. Ведь Агашкова очень интересна, неоспорима, и это важно; сие называется словом «харизма», когда один человек, пусть в очень красивом платье, в ярком действе, где помимо него занято достаточно много исполнителей, держит зал, потому как Ирина Георгиевна убедительна во всех смыслах: и в актерском плане, и в музыкальном, и в интонационном… Те, кто 29 сентября первый раз попадет на мюзикл «Голубая камея», в котором Ирина Агашкова играет роль Княгини Пашковой, смогут удостовериться в истинности моих слов.

Далее к числу ее достоинств относится то, насколько она пластична. Актриса Агашкова прекрасно двигается, танцует, владеет жестом. А еще она чрезвычайно умна, и это чувствуется в каждой роли, которую она простраивает, опираясь на собственный ресурс, черпая материал для создания образа в себе самой, своем понимании мира вообще и мира, очерченного кругом ее жизни. Конечно, актриса в первую очередь основывается на концепции спектакля, рожденной режиссером, на точке зрения постановщика, но с каждого образа, созданного нашей героиней, я постоянно считываю ее саму – Ирину Георгиевну Агашкову, с ее взаимоотношениями, подчас непростыми (потому что сама она – сложный человек), с окружающим; ее пристальный взгляд на людей, ее ироничностью по отношению к иным их проявлениям, ее сдержанностью, ее умением держать дистанцию, оставаясь при этом в обществе.

Первая роль, в которой я увидела Ирину Георгиевну, была роль Дуняшки в спектакле «Касатка», поставленном Михаилом Рабиновичем по пьесе Алексея Толстого. И у меня и по сию пору отзываются в душе интонации, казалось бы, простодушной, но на самом деле исполненной обворожительной хитрецы пригожей деревенской девушки, которую барыня взяла себе в услужение: «Кажется мне, что приезжие господа нам к счастью…» Я запомнила ее, поскольку небольшая эта роль настолько точно вошла в контекст всего происходившего в барской усадьбе, что не запомнить обаятельной Дуняшки было просто невозможно.

Вторая работа, навсегда осевшая в моей памяти, – это Фружи из спектакля «Все мыши любят сыр», который Игорь Капатов поставил по пьесе Урбана Дюлы. Младшая из семейства белых мышей, враждующих с кланом живущих в двух шагах серых, имела несчастье полюбить соседского отпрыска по имени Шома, роль коего исполнял так рано ушедший из жизни талантливый молодой актер Юрий Терёшкин. И это был дивный дуэт мышиных Ромео и Джульетты, восставших против законов, установленных в процессе единоборства за место на старой сыроварне двух равноуважаемых семей. И они оба были невероятно трогательными, нежными, теплыми, живыми. Ребятня обожала их! Помню, когда Фружи в одной из сцен сидела на ступеньках, ведущих на подмостки, и дрожала от страха, какие-то малыши, коих привели на спектакль мамы, поднимались по этой лесенке, чтобы дотронуться до полюбившейся белой мышки, оказавшейся от них в предельной близости… Впрочем, это уже было в Белорецке, куда позже «Мыши» поехали на гастроли уже без Юры, которого в роли Шомы заменил Александр Желнин…

Одна из самых моих любимых работ в «послужном списке» Ирины Георгиевны – созданный ею образ Надежды Коломийцевой, супруги тюремного врача по фамилии Лещ, которого фантастически органично играл в спектакле «Последние» народный артист России, незабвенный Владимир Васильевич Прибылов. Спектакль этот по знаменитой пьесе Максима Горького поставил в Русском академическом театре профессор Александр Михайлович Поламишев, педагог и наставник Михаила Исаковича Рабиновича по Щукинскому театральному училищу. Я столько раз смотрела поламишевскую версию, в которой работал просто потрясающий актерский состав, и каждый раз ждала выхода Надежды, всею своей сутью словно «иллюстрирующей» фразу Леща: «Господа, это ниже действительности…» На редкость красивая и гибкая, манкая и кружащая голову, грацией, потягиваниями, движениями и неслышным вкрадчивым шагом напоминающая кошку, вышедшую на поиск очередной жертвы, Надежда Ирины Агашковой, истинная дочь своего отца, существующая без принципов, нравственных преград и свойственных любому человеку запретов, ради своих прихотей и целей была готова на все, вплоть до инцеста. Я каждый раз смотрела на ювелирную работу актрисы и думала о том, какой перевертыш создал Горький, используя традиционное единство – Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Софья Коломийцева – слабая жена своего преступного супруга; младшая дочь Вера, в чем-то унаследовавшая черты родителя, после встречи с полицейским чином Якоревым окончательно теряет веру в людей; изуродованная отцом Любовь, безобразный горб которой лишает ее личного счастья, оставляя возможность исповедовать лишь любовь общечеловеческую, но и ей не суждено сбыться, поскольку обездоленную девушку-калеку съедает изнутри чувство злобы; а еще Надежда, которая никакой надежды на возрождение последним в роду Коломийцевых дать не может – все это поразительно точно сыграно актерами Русского академического театра, в числе коих была и блистательная в роли Надежды Ирина Агашкова.

Мне Ирина Георгиевна интересна в очень многих ролях – их, кстати, на сегодняшний день в ее репертуарном листе более шестидесяти, но я назову лишь некоторые, осевшие в моей памяти – Зинка Падеспань из эрдмановского «Самоубийцы» Михаила Рабиновича, давшая всем понять, что актриса Агашкова может быть органична и в такой стилистике; ибсеновская Нора, поставленная у нас, если я не ошибаюсь, Наумом Орловым, восставшая против кукольной жизни в кукольном же доме; Грациелла в «Утешителе вдов» Джузеппе Маротта и Белизарио Рандоне (режиссер из Республики Беларусь Валерий Раевский), в характере которой Ирине Георгиевне изначально пришлось, если память мне не изменяет, изрядно «покопаться»; Таня, строгая и неглупая дочь шумных, несколько безалаберных деревенских жителей Тимофея и Катерины в лобозеровском «Семейном портрете с посторонним», с большой нежностью к этим людям воплощенном Михаилом Исаковичем на сцене ГАРДТ РБ…

А еще я помню безумные по затратам, физическим и моральным, репетиции, связанные с приездом в театр режиссера из Франции Софи Раппенно, предложившей пьесу Лиди Сальвэр «Могущество мух», в котором Агашкова играла роль Мэра; но основная нагрузка была связана с тем, что и она, и ее однокурсница Татьяна Макрушина, тоже занятая в «Могуществе», поддерживали своего коллегу, друга и однокурсника Владимира Латыпова, исполнявшего роль главного героя, и от количества текста, количества поставленных перед ним задач и сложностей, касающихся того, что постановщик говорила только на французском, а переводчик, сама, кстати, француженка, актриса Анн Сельер, если я не ошибаюсь, не успевала за мыслью Софи и постоянно тормозила… Кто-то шепнул мадмуазель Раппенно: если актера Латыпова, который был столь необходим гостье из Франции, поддержат Агашкова и Макрушина, чьему мнению он доверяет, то спектаклю обеспечен успех… И верные Ирина Георгиевна с Татьяной Владимировной помимо всего прочего приняли на свои плечи и эту нагрузку. В общем, тяжела, подчас ершиста жизнь российского артиста…
Я многие работы Ирины Георгиевны Агашковой люблю – Машу в чеховской «Чайке» Валерия Ахадова, Паулину в «Страстях по утрате» («Зимней сказке» Шекспира), Графиню Кефельд в «Приглашаю в вечность, Ваше Величество» (режиссер обоих спектаклей – Михаил Исакович), Миссис Гиббс в постановке Линаса Зайнаускаса «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера; Татьяну Васильевну в спектакле «Верю – не верю», поставленном Игорем Черкашиным по пьесе Владимира Жеребцова, и в итальянском проекте «Неаполь – город миллионеров» по Эдуардо де Филиппо, где она прекрасно сыграла роль Амалии Йовине, а еще ее Марью Львовну в горьковских «Дачниках», воплощенных Рабиновичем, и Зинаиду Семеновну из «Старого дома» Алексея Казанцева (Михаил Рабинович), изработанную, изуродованную жизнью со столь же несчастным мужем, мечтавшим о большем и, не достигнув прекрасного далека, измывающимся над супругой, постепенно убивая в Зинаиде последние капли любви к нему…

Но с особым чувством приязни я отношусь к элегантной, обаятельной Шарлоте Хэй, которую Ирина Агашкова замечательно сыграла в спектакле Михаила Рабиновича «Музыка небес» по пьесе Кена Людвига, сыграла в дуэте с уже упомянутым Владимиром Латыповым, с которым она начинала работать в паре еще со студенческой скамьи; и, конечно, нельзя не сказать о Дине – новоявленной «дочке» главной героини лирической комедии «Пока она умирала», которую Михаил Исакович поставил по пьесе Надежды Птушкиной. Не очень счастливой, одинокой продавщице Дине, попавшей волею судьбы к хорошим людям и не сразу понявшей того, что законы улицы здесь не имеют силы… А когда Дина это, пусть с опозданием, но оценила, то вернулась в круг света, отбрасываемого уютным абажуром, к бабулечке, которая ничего плохого про лжевнучку категорически не хочет знать. В общем, нашла одинокая сирота, которой в жизни ничего не доставалось даром, свой дом и мало-помалу стала меняться, теряя уличную шероховатость и колючесть, приобретая плавность в движениях, нежность в характере и озаряясь внутренним светом от улыбки, которая вернулась на ее сразу же помолодевшее лицо. Столько лет играла Ирина Агашкова в этом спектакле! Стольким людям дарили радость и надежду все актеры, занятые в нем, а сейчас, когда он время спустя возвратился на подмостки театра, в нем продолжает жить чудесный голос драматической актрисы Ирины Агашковой, которая своими талантом и артистизмом, редкостной харизмой и убедительностью может дать фору многим из тех, кто сейчас пытается, простите за слог, «вокализировать» на российской эстраде.

Приходите 29 сентября в ГАРДТ РБ, послушайте, как поет исполнительница роли одной из героинь мюзикла «Голубая камея» – Княгини Пашковой Ирина Агашкова и внимательно взгляните на то, сколь филигранно она работает (а роль-то у артистки непростая, ведь это мюзикл, совсем другой жанр, требующий от драматических актеров определенных усилий), и вам все станет ясно.
Ирина Георгиевна, безусловно, знает, что любимой в списке всех ее работ стала для меня роль Бабушки Ольги, которую до последнего времени играла она в спектакле Георгия Цнобиладзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» по потрясающей одноименной книге Нодара Думбадзе!.. Увидев ее Ольгу уже в эскизе к этому спектаклю, который родился в процессе режиссерской лаборатории Русского театра, услышав ее по-грузински распевную речь, то, как она бранит своего обожаемого проказника Зурикело, и оценив точнейшее попадание артистки в национальный характер, я вновь открыла для себя актрису Ирину Агашкову! И надеюсь, подобное повторится еще не раз. Я имею в виду радость принятия и счастье открытия новых граней в даровании исполнителя, которого ты, казалось бы, знаешь очень хорошо. Верю, что так и будет.

С юбилеем, Ирина Георгиевна!

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA