Премьеры в Уфе: "Старший сын"

29.10.2021 г.

15 и 16 октября на сцене Государственного академического русского драматического театра РБ была представлена первая премьера 160-го юбилейного сезона по пьесе Александра Вампилова "Старший сын". Режиссер-постановщик - Иван Миневцев.

Трудно в нашей огромной стране найти человека, который бы не видел шикарную экранизацию вампиловской пьесы 1975 года, ставшую советской киноклассикой. В фильме Виталия Мельникова блистали Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Светлана Крючкова и Владимир Изотов. Конкурировать с киношедевром - дело неблагодарное. Именно поэтому, думаю, почти на четверть века пьеса исчезла с театральных подмостков России. К ней режиссеры начали возвращаться в 2000-х, но лишь спустя сорок лет жемчужина советской драматургии уверенно вернулась в театр, для которого изначально и была написана.

Сценография художника-постановщика Саши Новоселовой - апофеоз лаконизма и условности. Два фонарных столба создают перспективу улицы. Приподнятый дальним от зрителей углом деревянный помост квадрата - квартира Сарафановых, где разворачиваются основные события пьесы. Интересный прием с наклоном отдельной локации визуально собирает композицию сценографии в единую цельную картину. Балкон справа - дом соседки Макарской. Есть еще скамейка - двор. Все правильно и идеально выстроено. Лишние детали декораций будут отвлекать от тонкой психологии истории внутрисемейных отношений и внезапного обретения родственных душ.

Мягкого, добрейшей души человека Андрея Сарафанова (Олег Сальцын) бросившая его жена в письмах называла "блаженным". Герой Олега Сальцина так сильно любит своих детей, так страшится возможной разлуки с ними, что сгоряча объявляет появившегося в ночи самозванца любимым сыном. Конечно, он обожает всех детей, но чувствует огромную вину перед сыном, росшим без отца и доверчиво распахивает перед ним не только двери своего дома, но и душу. Ну а пристройка артиста с вдохновенным дирижированием - прямое попадание в вампиловский образ. Андрей Григорьевич играет на кларнете, но вот уже двадцать лет сочиняет ораторию. У него есть дети и мечта о высоком искусстве. А что еще нужно для счастья? Без таких "белых ворон" и блаженных наш мир был бы намного хуже.

Владимир Бусыгин в исполнении юного, стройного Антона Болдырева - еще одна удача постановки. В его студента веришь даже больше, чем в мощного, харизматичного, но немного возрастного героя Караченцова. Эх, опять провожу некорректные параллели с любимым фильмом.

Тогда уж можно и соседку Макарскую в исполнении Анны Бурмистровой с героиней Крючковой сравнить. У Макарской совсем другой образ, но искренне веришь, что в такую грациозную и эффектную помощницу судьи влюбиться может даже школьник. Этого самого десятиклассника Васеньку, младшего Сарафанова, играет выпускник УГИИ Илья Ященко, недавно принятый в труппу Русской драмы. В мизансценах с ним в зале постоянно вспыхивает хохот, а ведь Вампилов определил жанр пьесы как комедию. Дебют Ильи удался!

Безумно хороша Нина (Дарья Филиппова) - нежная, но сильная и рано повзрослевшая. Ей приходится опекать и младшего брата, и отца. Свято хранить семейную тайну про увольнение папы из Филармонии даже не от окружающих и знакомых (этот секрет Полишинеля и так все прекрасно знают), а от самого Сарафанова-старшего. А девочке всего 18 лет...

Герои гениальной пьесы Вампилова разговаривают с нами о редком даре бескорыстной огромной любви, на которую способны лишь отдельные люди, о доброте и честности и о том, что каждый человек заслуживает счастья и прощения. Поздравляем Русскую драму с яркой и достойной премьерой и с нетерпением ждем новых постановок театрального юбилейного сезона!

Эмилия Завричко

"Молодежная газета", 16 октября 2021 года

Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA