г. Уфа, пр. Октября, д. 79 +7 (347) 216 44 14

Письма девочки-подростка, сделавшие нас взрослей

09.04.2015 г.

Первую запись в своем дневнике тринадцатилетняя еврейская девочка Анна Франк сделала 12 июня 1942 года - в день своего рождения. В период нацистской оккупации Нидерландов она, скрываясь от ареста в убежище, вела дневник. Вела его в форме писем, которые адресовала вымышленной подруге Китти.
Последняя ее запись датирована 1 августа 1944 года... А через три дня гестапо арестовало всех, кто прятался вместе с ней. Сама Анна умерла в концлагере Берген-Бельзен... А в 2009-м этот дневник был признан объектом Реестра Память мира ЮНЕСКО.

Я не знаю, кто из ныне живущих молодых людей читал книгу "Дневник Анны Франк", созданную на основе тех писем, но в свое время это стало откровением для многих и многих жителей планеты. Достаточно вспомнить предисловие Ильи Эренбурга к русскоязычному изданию, увидевшему свет в 1960 году: "за шесть миллионов говорит один голос - не мудреца, не поэта - обыкновенной девочки... Дневник девочки превратился и в человеческий документ большой значимости, и в обвинительный акт".

В рамках проходившей в марте в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан второй Творческой лаборатории современной драматургии один из отрывков был связан с пьесой Аси Волошиной "Анна Франк". Режиссер Анна Соколова, приехавшая в Уфу из Санкт-Петербурга, выбрала для своей работы пространство Зеркального зала ГАРДТ, которое каким-то немыслимым образом, трансформировавшись, действительно превратилось в убежище, где прятались от фашистов ни в чем не повинные люди... И когда свет погас, погрузив всех собравшихся во мрак, зрители, сидевшие в непосредственной близи от тех (конечно, речь об актерах, но все же...), кому уготован был концентрационный лагерь, похолодели...


Этот отрывок набрал очень большое количество голосов публики, результатом чего станет спектакль, премьера которого состоится 5 мая, накануне Дня Великой Победы. Несколько изменился состав актеров, занятых в том первом отрывке. Но площадка осталась той же - камерной, поглощающей голоса и звук шагов... Вместе с режиссером Анной Соколовой в Уфу приехала художник Лилия Хисматуллина, кстати, уроженка Ишимбая, ныне весьма востребованная в столичных театрах.
Подводя черту под этим коротким текстом, не могу не сказать о том, что такой спектакль, мне кажется, нам всем необходим.

Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКЕ: фрагмент показанного в рамках лаборатории отрывка - все еще живы.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

"Вечерняя Уфа", 9 апреля 2015 года

Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA