И РАТЬ ОЛЕГОВА ГЕРОЕВ...

18.12.2020 г.

Особый день рождения отмечает сегодня народный артист Башкортостана, актер Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Олег Шумилов, который верой и правдой служит сцене ГАРДТ почти сорок лет, сыграв более семидесяти ролей… В день своего юбилея Олег Александрович выйдет к зрителю в спектакле «Старый дом» по пьесе Алексея Казанцева, где он играет роль Петра Кузьмича Рязаева. Олег Шумилов – артист, безусловно, любимый публикой; любят и ценят его и коллеги по творческому цеху, и слово о юбиляре мы отдаем именно им. Коллектив газеты «Вечерняя Уфа» поздравляет Олега Александровича со знаменательной датой, желает ему здоровья, вдохновения, сил, творческой реализации и новых ролей!

 


***

Так получилось, что с Олегом Александровичем Шумиловым я знакома в Русском академическом театре дольше всех. Дело в том, что мы оба закончили в свое время Воронежский государственный институт искусств, правда, на разных потоках. Мой выпуск был в ВГИИ вторым, а курс Олега стал третьим выпуском нашей alma mater. Знаю, что до Воронежа он года три ездил поступать в Москву и всегда срезался на одном – экзаменаторов не устраивал некий речевой дефект, который был у Шумилова и который он, слава богу, много занимаясь, исправил, уже учась в ВГИИ. Курс у Олега был, во-первых, огромным, во-вторых, очень сильным и, в-третьих, гонористым – каждый демонстрировал свою, скажем так, самодостаточность, а посему между собой они не поддерживали особо приятельских отношений. Может быть, поэтому Олег так прикипел к нашему курсу – дружному и умеющему помочь товарищу в любой ситуации. Замечу, у Олега Александровича есть такое качество, которое сохранил он на всю жизнь – он тщательнейшим образом изучает все, что касается его героя. И пока Шумилов не уложит в сознании все, связанное с ролью, – от задачи до мельчайших нюансов подтекста, пока не сживется с персонажем, не начнет чувствовать его характер всей кожей, - он не «выстрелит» на репетиции, с маниакальным упорством продолжая мучить режиссера и партнеров вопросами… Безусловно, для партнеров, которые уже «рвутся в бой», это усложняет репетиционный процесс, но что поделаешь, это способ работы Олега Шумилова… Я, зная эту его манеру, уже привыкла к ней и просто жду «пробуждения» Олега, который «запрягает» не сразу…
Ну и, возвращаясь к учебе в Воронежском институте искусств и к тому, что курс у Шумилова был огромным, теперь я понимаю: все эти его «зачем?» и «почему?», возможно, не вызывали восторга у его вузовских товарищей. А еще их, как уже было сказано, гонор, простите, «спортивная злость», а также желание проявить себя как можно ярче и быстрее не оставляли Олегу шансов на то, чтобы сойтись с ними поближе – он человек очень доброжелательный, открытый и абсолютно незлобивый. В общем, ему было с однокурсниками непросто, поэтому, повторюсь, он проникся любовью к нашему выпуску. А по-настоящему «выстрелил» Олег в дипломном спектакле «Смерть Тарелкина» по пьесе Сухово-Кобылина. И это был совсем другой спектакль, нежели тот, который идет на сцене нашего театра, в коем, кстати, Шумилов играет роль Антиоха Елпидифоровича. А в дипломном Олегу выпал образ Расплюева. И он в этой роли был таким обаятельным, ярким и смешным, что зал смеялся бесконечно, принимая его работу, а смотрели, естественно, и педагоги, и студенты, на «ура!».
Мне кажется, Олег Александрович еще в институте долго не мог понять: какого склада он артист? Ведь в студенчестве, да и что греха таить, потом, работая в театре, многие уверены: им подвластны все амплуа. Но природа диктует свое, и против этого не пойдешь. Олегу многое дано, но, на мой взгляд, Шумилов – яркий характерный артист, доказательством чему в юные годы стал его Расплюев. Олег, добавлю, очень любит работать с гримом, всевозможными накладками, толщинками – всегда искал какие-то необычные краски, клеил себе нелепые уши, носы… Сколько я знаю, ему это очень помогало. Есть категория артистов, которые идут от внутреннего ко внешнему, а у Шумилова наоборот… И самыми удачными и органичными я считаю у него характерные роли. И ему подчас не хватает яркости характера в персонаже при тех ситуациях, когда он играет социальных героев, потому-то он в них всегда что-то ищет, какие-то особинки, детали…
Уже было сказано о том, что в процессе репетиций он долго определяется с зерном характера каждого своего героя, наверное, поэтому долго учит текст – текст укладывается у него тогда, когда Олег уже все понимает про свою роль. Но Шумилов абсолютно живой, открытый и чуткий актер – он все видит, слышит, с благодарностью принимает советы, замечания, подсказки. Может подойти к партнеру и сам, что-то очень дельное сказать. Ему важно в спектакле все, абсолютно все. Он не ограничивается только своей ролью, понятие «Я и только я в предлагаемых обстоятельствах» - это не про него. Олега волнуют и сценография, и, естественно, костюмы, и свет, и музыкальная партитура постановки. В любой ситуации для него на первом плане – СПЕКТАКЛЬ. Весь, целиком. Вот что главное! В этом смысле – он человек, очень преданный театру, труппе и своим партнерам.
В свое время мы с ним приехали в Уфу после работы в Таганрогском и в Грозненском театрах. И думали, что это не очень надолго. Но попали в абсолютно творческий коллектив, полюбили его и… пустили здесь корни. Произошло сие именно благодаря творческой атмосфере, царившей в Русском театре. Для Шумилова – это, знаю, самое важное в профессии, в судьбе. Я играла с ним в большом количестве спектаклей. И я все их люблю. Скажем, потрясающий спектакль Александра Михайловича Поламишева «Последние», где Олег был удивительно тонким и трогательным! Помню, с каким вдохновением он всегда работал в нем… Он прекрасный Кучумов – очень хорош в «Бешеных деньгах», которые поставил Михаил Рабинович. А каким он был Отцом Елпидием в спектакле Михаила Исаковича «Самоубийца»! Казалось бы, не спектакль – фейерверк, галерея потрясающих образов, а ведь Шумилов не затерялся среди них, очень точно вел свою партию в огромном оркестре…
Он и доныне абсолютно живой артист, накопивший жизненный опыт, которого хватит на десяток исполнителей, и силы в нем есть работать, и желание. И он потрясающе выглядит! Несмотря на свою породу, благородную внешность, элегантность, Шумилов не боится быть на сцене некрасивым, старым, уродливым, смешным… Ему все в театре интересно, все для него здесь значимо. Я желаю Олегу Александровичу, чтобы и работа была, и его нерастраченная энергия находила достойное воплощение, главное – ему есть, про что сказать и про что играть!.. И дай бог, чтобы он был здоров, и дай бог ему новых ролей! Зрители Шумилова искренне любят, так пусть этот отклик в зрительских сердцах, эта горячая привязанность к нему зала продолжают его питать!


Ольга ЛОПУХОВА,
народная артистка Башкортостана.

***

Олег Александрович Шумилов, народный артист Башкортостана, отмечает солидную с одной стороны дату, подводящую некоторые жизненные итоги, с другой – юбилей, обещающий множество творческих свершений и побед.
Совершенно точно помню день, когда впервые его увидела. Это было в Харькове, куда Русский драматический театр из Уфы приехал на гастроли. И было это в сентябре, было так тепло, неописуемо красиво – зеленый цвет смешивался с золотым и багряным, окутывая величественную архитектуру бывшей столицы Украины. Шла по улице Свердлова в сторону заката солнца за Холодной горой (это район города, откуда родом были великие Клавдия Шульженко и Людмила Гурченко). И у входа в здание театра еще издалека увидела высокого, стройного, элегантного мужчину. Это и был Олег Александрович, которого, как чуть-чуть позже выяснилось, пригласили в труппу нашего театра вместе с женой – актрисой Ольгой Лопуховой. Олег очень быстро и плотно вошел и в коллектив, и в репертуар. И вот уже не одно десятилетие является ведущим актером ГАРДТ РБ.
С течением времени узнавались его таланты, пристрастия, привязанности и увлечения. Но известно, что талантливый человек талантлив во многом. Мне кажется, что он относится к разряду тех людей, кого принято называть self-made man. Олег самостоятельно, без протекций, влиятельных родственников и знакомых вошел в профессию и уверенно существует в ней.
Во многом Олег неповторим, и «виной» тому – его золотые руки. Олег не только репетировал, играл, оттачивал сыгранные роли и мечтал о новых. Все мы неожиданно узнавали, что он прекрасный кулинар, чудно стряпающий пироги с различными начинками. Он потрясающе шьет – может из клетчатой подкладки старой куртки сшить прекрасную модную спортивную сумку. Он мастерит игрушки… очень любит животных, природу, знает ее и тонко чувствует. Олег Александрович – заядлый рыбак, без улова не возвращается. А какой он грибник! Грибы он собирает даже на городских газонах, даже в морозы, когда они, как деревянные солдатики, по рассказам актера, выстраиваются среди деревьев в лесу.
Невозможно обойти стороной и такое его гуманистическое качество, как умение дружить, умение в трудную минуту поддержать, умение любить детей, внучек, свою работу, Театр, наконец, полноту и радость жизни!
Вот все мне вспоминается та золотая осень, когда мы с ним познакомились…
Сегодня Олег Шумилов вступает в пору своей биографической осени. Думается, на его творческом пути будут светить не только золотое солнце, но и «светить» новые интересные роли, «светить» осуществление самых заветных, золотых желаний!


Тамара АБРОСИМОВА,
Санкт-Петербург.

***

Когда я приехал в Уфу и пришел в Русский академический театр, то первым спектаклем, который я увидел здесь, был спектакль «Бегущие странники» по пьесе Казанцева – в нем у Олега Александровича была замечательная работа и я на всю жизнь запомнил последний монолог его героя, Романа Гусова, который уже из небытия рассказывает нам, что под конец жизни он купил дачку, наслаждался природой, а в один чудесный вечер, выпив соточку, забылся сладко и умер во сне. На такую искренность сейчас мало кто способен. А затем я увидел Олега Шумилова в спектакле «Последние» по пьесе Горького. И тоже навсегда запомнил его Якова Коломийцева...
Олег Александрович – носитель старой школы. А я очень уважаю тех, кто хранит заветы старой школы. Время зачастую меняет взгляды людей, в том числе и людей театра, оно тянет нас к иным формам, сейчас – к более броским, скажем, к шоу, к тому, что связано с гротеском. Но такие актеры, как Олег Александрович, даже в подобных обстоятельствах остаются верны заветам русского психологического театра. Я замечал, что в процессе спектакля он всегда сосредоточен, не хохмит, как другие, за кулисами, а до третьего звонка сидит в гримерке, повторяя текст роли, замолкая и уходя в себя. В то же время он человек незамкнутый, легко откликается на шутку, на разговор...
В спектакле Михаила Рабиновича «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо мы с ним в паре играли роль Соседа. Он был для меня величиной, и я, безусловно, не дотягивая до его уровня, смущался. А Олег Александрович, бывало, интересовался моим мнением, спрашивал иногда: «Как я тебе?» Помню, ответил ему: «Я вам всегда проигрываю, потому как такие роли даются только людям с богатейшим жизненным опытом».
Я многое брал у него в этом спектакле – походку, манеру говорить. Михаил Исакович даже выгонял меня с репетиции: «Уходи, делай по-другому, свое!» А как по-другому? Как иначе учиться у старших товарищей?
…И еще он уникальный Дед Мороз. Я не шучу. Мне несколько раз приходилось работать с ним на елочных представлениях. То, как чувствует детскую аудиторию Олег Александрович, не каждому дано. Он действительно настоящий добрый волшебник из сказочного леса, и малыши свято ему верят. А разве это не самая лучшая характеристика большого артиста?! Рядом с ним на ёлке и я, играющий, скажем, какого-нибудь скомороха, начинаю ощущать себя ребенком…


Олег САЛЬЦЫН,
актер Русского академического театра.

***

Если начинать говорить об Олеге Александровиче, то первое, что приходит на ум, это: теплота, доброта, красота… и вкуснота!
ТЕПЛОТУ я почувствовала, как только он заговорил... это было много лет назад, на самой первой читке пьесы для будущего спектакля «Ваша сестра и пленница» (где он потом так пронзительно сыграл роль графа Нортумберленда). Голос был сильный, обертона заставляли выпрямить спину... но при всей глубине и драматичности голоса ощущалась его человеческая теплота.
С ДОБРОТОЙ его я встречалась много раз, да и не я одна. Он добр и внимателен ко всем: и к людям, и к кошкам... бережен с актерами, студентами, работниками цехов или с беспокойным зрителем за стенами театра. А «Доброе слово и кошке приятно».
Для меня очень значима встреча с ним в спектакле «Бесконечный апрель». Бесконечная доброта его глаз до сих пор в памяти.
Ну а та ВКУСНОТА, что в его пирогах запрятана, – загадка для всех...
Думаю, все это объединяется в его КРАСОТУ! Я даже не про его умение всегда выглядеть стильно и ярко... Я про ту красоту таланта, за которую его любит наш зритель. И не важно, в каких он выходит ролях. В больших и особо значимых; небольших, но ярких; драматических или комических. Они все наполнены теплотой, добротой его сердца, а по-моему, это сейчас большая редкость.


Айгуль ШАКИРОВА,
заслуженная артистка Башкортостана.

***

Впервые очень близко я встретился с Олегом Александровичем в спектакле «Луна и листопад» по повести Мустая Карима «Помилование». Роль Казарина стала моей первой большой работой в Русском театре. До нее были, конечно, такие постановки, как «Ваша сестра и пленница…» Разумовской, «Снегурочка» Островского.
Но «Луна и листопад» стал для меня особенным. На сцене всегда очень важно видеть глаза партнера, важно суметь выдержать его взгляд, видеть, как он оценивает то, что сейчас происходит. Все это есть в нашем с Олегом Александровичем эпизоде, когда Буренкин – Шумилов приходит к моему герою. Сколько всего читается в его взгляде!.. Как он проживает каждое мгновение!
Бывают спектакли, которые, как мне кажется, «с возрастом» становятся лучше, глубже. Может быть, потому, что взрослеем мы, актеры, больше начинаем понимать, про что мы играем. И для меня в этом спектакле партнерская поддержка Олега Александровича очень дорога. Это уникальное качество, которым Шумилов наделен сполна!
Или вот крайний наш с ним спектакль – «Старый дом» по пьесе Казанцева, где мы играем с ним в паре роль Рязаева. В процессе работы у меня многое не получалось, и он видел, как трудно мне давался второй, «возрастной» акт. Поэтому часто на репетициях уступал мне свою очередь: «Иди, Коля, работай, пробуй!» И за такое отношение я ему бесконечно признателен!
Никогда он не будет делать замечаний, говорить, что ты делаешь хорошо, а что плохо, боясь неловкой фразой обидеть коллег. Это такой его внутренний, негласный театральный этикет – бережное отношение к тем, с кем ты выходишь на сцену! И в этом – весь Олег Александрович! Он очень четко понимает: идет рабочий процесс и главный здесь – режиссер.
Для актера всегда важно встретить своего режиссера. Для Олега Шумилова им стал, конечно же, Михаил Рабинович, который в каждом спектакле его раскрывает по-новому, заставляет работать душой, сердцем; все, что накопил внутри как человек, отдавать в постановке. Поэтому мне нравился Олег Александрович и в «Очень простой истории», и нравится в «Бешеных деньгах», и во многих-многих других спектаклях.
Порой мне кажется, что мы с Олегом Александровичем понимаем друг друга без слов – я вижу его хитрые глаза или его улыбку и мне становится ясно, о чем он думает. Мы с ним оба родились в год Тигра, и по зодиаку мы Стрельцы – может быть, поэтому и возник такой контакт. Я могу перед спектаклем зайти к нему в гримерку и рассказать о том, о чем не с каждым хочется поделиться. Олег Александрович всегда выслушает, подскажет, быть может, выход из ситуации, упомянет попутно и о своих заботах, иногда совсем не касающихся театра…
У Олега Шумилова есть свой путь! И в этом ему повезло! Он уверенно идет по нему, многого достигнув в актерской профессии, и даже если бы захотел, уже не смог бы с него свернуть. Потому что – это Судьба!


Николай РИХТЕР,
заслуженный артист Башкортостана.

***

Когда я узнала, что в спектакле «Старый дом» мне придется выходить на сцену вместе с Олегом Александровичем, то меня стало чуточку потрясывать, ведь он – опытный профессионал, а я еще практически выпускница, совсем недавно пришедшая в театр… Но он из тех артистов, соприкоснувшись в процессе репетиций с которыми, ты чувствуешь поддержку, ответное тепло, доброжелательность и… перестаешь бояться, на тебя нисходит спокойствие, и ты уже думаешь только о работе. Он всегда предельно деликатен, умеет ободрить, найти в разговоре нужное слово для начинающего… А еще он подчас так заразительно смеется, что улыбаться, а затем хохотать принимаются абсолютно все. А подобные разрядки иногда так нужны во время работы над спектаклем, ведь все мы живые люди – устаем, нервничаем, особенно когда что-то не получается.
Он невероятно элегантен и красив. В спектакле «Старый дом» он играет роль Рязаева в паре с Николаем Рихтером. И я заметила, в той сцене, где моя героиня бьет Рязаева ремнем, зал реагирует по-разному. Когда это Рихтер, публика очень живо откликается на то, что юная девочка противостоит таким образом ненавистному соседу, а когда это Шумилов, зритель не столь однозначен, подчас даже жалеет Петра Кузьмича… Думаю, дело в том, что Николай Александрович играет, скажем так, характер, исполненный воплощенного зла и мелкодушия; а Олег Александрович играет изломанную судьбу некогда вполне, быть может, приличного, неплохого человека… И зал где-то даже начинает жалеть этого героя, в жизни которого все не сложилось, все не сбылось…
И еще: более любезного и доброжелательного человека, чем Олег Александрович, трудно встретить. Не было случая, чтобы после премьеры он не зашел к каждому в гримерку и не поздравил специально, найдя самые точные и самые добрые слова… Это очень согревает душу.


Дарья ТОЛКАНЁВА,
актриса Русского академического театра.


Подборку подготовили Елена ПОПОВА и Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

"ВЕЧЕРНЯЯ УФА", 18 декабря 2020 года

Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA