17.10.2016 г.
Размышления о премьере рок-оперы «Акбузат» в Русском драматическом театре
Давайте говорить начистоту: от рок-оперы (да и вообще от современного спектакля) невозможно ожидать полного формального совпадения с первоисточником. Тем не менее сюжет башкирского эпоса - история о том, как юный батыр Хаубен встретил царевну-утку Нэркес, обрел верного друга в лице могучего коня Акбузата и победил врагов своего народа, рассказана увлекательно и серьезно, авторам удалось создать живые, не статичные характеры главных героев.
Юный зритель, к примеру, поймет (а взрослый – вспомнит), что главное качество батыра – не физическая сила (она ведь по наследству досталась, от отца, деда и прадеда-Урала), а порядочность и верность. «Если я сделаю это, как я буду жить дальше?» - спрашивает он себя. В жизни бывают моменты, когда каждый должен задать себе этот вопрос. А еще создается впечатление, что Хаубен - обычный человек, классный парень из соседнего двора; все дело в том, как он принимает решения. И в самом деле, излишний пафос мешал бы ассоциировать себя с героем.
Что касается музыки, я не специалист, но мелодии лирического диалога Хаубена и Нэркэс мне запомнились. Некоторые песни хочется послушать еще, а некоторые – навевать, чем и измеряется успех музыкальной постановки. А ее стилистику музыки здесь даже не всегда замечаешь: она работает на сюжет. Некоторая противоречивость Нэркэс диктуется самим сюжетом (дочь Шульгена, как-никак). А в общем роль прекрасной царевны, награды батыра удалась Ираде Фазлаевой. Интересный образ получился и у Анны Бурмистровой, игравшей Айхылу, дочь хана. Чего стоит ее уверенность в том, что она – лучшая награда для любого батыра. Номенклатурная девушка, одним словом. Впрочем, тут задача была сложнее, ведь Айхылу, несмотря на все это – героиня положительная.
Подводный мир, возглавляемый Шульгеном, произвел большое впечатление на зрителей. Оно решено в эстетике пышных телевизионных шоу - и, по-моему, пародии на их стиль у нас как раз и не хватает. Вообще на костюмы, созданные художником Сергеем Илларионовым, можно любоваться отдельно. Костюмы роскошные – авторы явно опасались упреков, преследовавших одну из предыдущих постановок на грантовые средства: где, мол, они? Что-то их на сцене не видно…
Образ хана Масембая тоже заинтересовал авторов чрезвычайно. По сути, становится ясно, что с подводными царями и прочими силами природы еще как-то можно договориться (или уж сразить), то главное зло засело как раз в ханском шатре. Ну а то, что его удалось победить… Знаете, сказания, а также пьесы и фильмы с хеппи-эндом тем и хорошо, что финал радует, а мы между тем понимаем, что в любой пропасти, которую удалось обойти, можно сгинуть без следа.
Тексты рок-оперы выразительны и остроумны – а главное, рассказывая древний эпос, он говорит с нами о сегодня. Причем без каких-либо явных намеков – сила искусства, достоинство великого произведения в том и заключается, что оно актуально всегда, что, если образ удался, то он заденет за живое. Так что автор либретто Алексей Кортнев свою репутацию оправдал. Удалось поразить воображение и сценографу Вячеславу Виданову – чего стоит одна сцена укрощения Акбузата; как говорят критики, театральная условность способна создать намного более выразительный образ, чем если бы на сцену привели живую лошадь.
За современную трактовку классического произведения, особенно эпоса, у нас вообще берутся не так часто. Однако если не делать этого, они могут так и остаться для подрастающего поколения строчкой из школьной программы. Критикам постановки (которые переписывают друг у друга целые абзацы – видно, на двоих остроумных замечаний не хватило) я бы посоветовала подумать об этом. (А еще можно на досуге заняться «Сказом о Федоте-стрельце». Что Леонид Филатов с народной сказкой сделал! Вах!)
«Кто кого играет?» Любители Русского драматического не могут на задаваться таким вопросом, однако узнать под костюмами и гримом большинство артистов почти невозможно. Итак:
Хаубен - Михаил Павлов, Артур Амиров, Руслан Воротников
Нэркэс - Ирада Фазлаева, Нурзида Абизова, Ия Болотова, Айгуль Кинзебулатова
Айхылу - Анна Бурмистрова, Элина Галимуллина
Хан Масембай - Владимир Латыпов-Догадов, Артур Кунакбаев
Визирь - Николай Рихтер, Олег Сальцын
Кахкаха - Григорий Николаев, Олег Сальцын, Вячеслав Виноградов,
Сергей Пахомов
Чудище - Тимур Гарипов
Все в проекте занято более пятидесяти исполнителей – актеров (причем, как ясно, не только Русского драматического, например, Артур Кунакбаев и Ирада Фазлаева – актеры Башгосдрамтеатра), вокалистов, артистов балета.
Мы хотим, чтобы визит в театр был для вас приятным событием! Обращаем ваше внимание, что Федеральная программа «Пушкинская карта» адресована гражданам России с 14 до 22 лет.
Каждый билет, приобретенный по ней, является именным.
Передача именного билета третьим лицам запрещена Правилами Программы и может привести к прекращению участия гражданина в Программе.
Театр оставляет за собой право отказать в посещении зрителям, незаконно воспользовавшихся чужим именным билетом, приобретенным по Пушкинской карте.
Возврат билетов в день мероприятия невозможен! Денежные средства в этом случае не возвращаются!
Убедительно просим вас соблюдать Правила Программы «Пушкинская карта»!