г. Уфа, пр. Октября, д. 79 +7 (347) 216 44 14

СЕГОДНЯ НАШЕМУ ТЕАТРУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 160 лет!

27.03.2021 г.

27 марта – в Международный день Театра – исполняется 160 лет Государственному академическому русскому драматическому театру Республики Башкортостан!
Отметит столь солидную дату коллектив одного из старейших театров России премьерой спектакля «Иванов» по пьесе Антона Павловича Чехова. Торжественные мероприятия пройдут осенью, когда официально будет открыт 160-ый театральный сезон.

…Самый первый драматический спектакль в Уфе был сыгран в 1772 году. В доме воеводы Никиты Можарова польские ссыльные представили уфимцам пьесу «Пан Бронислав», оставив у уфимцев неизгладимое впечатление. Потому так часты потом стали в городе домашние спектакли. А уже к середине XIX века появление в городе летом гастролирующих антрепризных трупп было регулярным.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан (постановление от 23 декабря 2005 года Правительства республики) ведет отсчет своей истории с 1861 года.

Именно тогда назрела острая необходимость постройки постоянного театрального здания. За дело взялась Софья Александровна Аксакова, супруга уфимского губернатора Григория Сергеевича Аксакова, сына знаменитого писателя. Именно благодаря ее заботам с открытием зимнего театра театральная жизнь крупного губернского города уже не прекращалась ни на один сезон.

К сожалению, деревянное здание театра в Уфе несколько раз сгорало, но его настойчиво восстанавливали меценаты и преданные зрители – Иван Федорович Базилевский, Николай Кондратьевич Блохин, Дмитрий Егорович Кляузников и многие другие. Городу несказанно повезло со зданием летнего театра, который выстроил в 1894 году Василий Ильич Видинеев.

Формирование стационарного коллектива театра было достаточно сложным и продолжительным. Его основу составили в разные годы и участники фронтовых театров и театральных бригад времен Гражданской войны, талантливые участники самодеятельных коллективов, профессиональные актеры и режиссеры, волею судеб оказавшиеся в Уфе.

Таким образом, к началу тридцатых годов двадцатого века оформилась стабильная, профессиональная труппа театра, возглавляемая талантливыми режиссерами. Здесь непременно следует отметить имя заслуженного деятеля искусств БАССР Александра Владимировича Андреева, возглавлявшего театр с 1931 по 1937 год. Во многом благодаря его стараниям сложился интересный классический и современный репертуар, а труппа пополнялась талантливыми актерами. Многие из них – в том числе Анна Робин, Федор Крашенинников, Аркадий Закк, Илларий Глушарин, Вера Гарчева, Михаил Кондратьев – надолго, а иные и навсегда, связали свою судьбу с Уфимским русским драматическим театром.

В 1939 году театр получил собственное здание по улице Гоголя, 58, с которым не у одного поколения зрителей Уфы связаны самые теплые воспоминания. Именно там более сорока лет каждый вечер собирались театралы-уфимцы на интересные премьеры, именно там были пережиты суровые военные годы, откуда на войну было отправлено более восьмидесяти членов коллектива, где была сформирована фронтовая актерская бригада.

Годы шли. Театр набирал творческую силу. С 1966 по 1983 год главным режиссером театра был заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева Габдулла Гилязев. Многие ученики Габдуллы Габдрахмановича на долгие годы стали ведущими актерами театра, а спектакли в его постановке по праву вошли в историю театра – «Мещане» М. Горького, «Бедность не порок» и «Волки и овцы» А.Н. Островского, получившие высокие награды на Всесоюзных и Всероссийских театральных фестивалях.

Одной из значительнейших постановок театра конца семидесятых годов стала трагедия А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович», где главные роли сыграли Владимир Васильевич Прибылов и Галина Ивановна Мидзяева.

Появились в репертуаре театра и произведения башкирских авторов. Одним из легендарных спектаклей, шедших на сцене шестнадцать лет, была драма «Изгнанная», поставленная по пьесе Ильшата Юмагулова. Роль Нэркес режиссер доверил тогда совсем юной Светлане Акимовой, ныне народной артистке республики.

В 1981 году театр был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а позже, в 1998 году, за серьезный вклад в развитие культуры и искусства Российской Федерации – высоким званием «Академический».

В 1971 году началось строительство нового здания театра по площади имени Ленина, где коллектив работает по сей день. Автором проекта стал архитектор Алексей Печенкин. Для придания величественности решено было вынести карниз на двух мощных пилонах и сделать его из синей эмали – цвет подсказали древние башкирские украшения. Были приглашены известные московские художники-монументалисты Владимир Лемпорт и Николай Силис. Они разработали пилоны, форму решеток на боковых стенах, медные фигуры, которые украсили карниз. Открытие театра в новом здании состоялось 29 апреля 1982 года.

Сегодня, спустя почти сорок лет, конечно же, назрела острая необходимость реконструкции этого здания – его важнейших технических систем, зрительных залов, а главное – сценического оборудования, дабы театр мог соответствовать новым современным стандартам. И то, что решение о проведении таких серьезных работ было принято на самом высоком уровне – правительства республики и министерства культуры России – дает уверенность в том, что к 450-летию столицы Башкортостана реконструкция будет завершена, и это откроет перед коллективом новые творческие возможности.

Ведь без преувеличения можно сказать, что Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан является одним из самых известных, успешных и экономически стабильных коллективов российских регионов.И в этом заслуга человека, тридцать семь лет возглавлявшего этот театр – заслуженного деятеля искусств России и Башкортостана, кавалера Орденов «Дружбы народов» и «За заслуги перед Республикой Башкортостан» Михаила Исаковича Рабиновича.

В 1984 году он был назначен главным режиссером, а позже – художественным руководителем, взяв на себя ответственность и за творческую часть театрального бытия – репертуарную политику театра, формирование сильной актерской труппы, и его финансово-экономическую составляющую.

Уже первый спектакль, поставленный Михаилом Рабиновичем на сцене театра, – «Пять романсов в старом доме» по пьесе Владимира Арро поразил тогда запредельной искренностью, проникновенным лиризмом, удивительным звенящими актерскими интонациями. Михаил Исакович обладал уникальным режиссерским почерком, особым, глубинным взглядом на мир, на человека.

Важной вехой режиссерского пути Михаила Исаковича были чеховские спектакли. «Вишневый сад» был наполнен щемящей интонацией, бесконечным сочувствием к уходящей натуре – русской интеллигенции. Не в силах удержать свое прошлое, свою жизнь, свой вишневый сад, они отдавали все это на откуп лопахиным, умным и предприимчивым людям, вырубавшим вишневые сады для того, чтобы настроить на их месте такие выгодные дачи. Это был, как теперь понимается, спектакль-предчувствие.
Созвучен эпохе и современному зрителю оказался и спектакль «Дядя Ваня» – нужно жить, несмотря ни на что!

Конец 80-х годов стал временем заново открывающих имен. И здесь театр не мог пройти мимо «Матросской тишины» Александра Галича, «События» Владимира Набокова. Но одной из самых успешных постановок того периода был, конечно, остроумный, очень театральный, напрочь лишенный публицистичности и плакатности спектакль «Самоубийца» по разрешенной к постановке пьесе Николая Эрдмана.

Одной из важнейших для Михаила Рабиновича, родившегося в предвоенном 1940 году, всегда была тема Великой Отечественной войны. Это была его незаживающая рана, его боль… Поэтому спектакли «Эшелон» М. Рощина, «Отпуск по ранению» В. Кондратьева и идущая сейчас в репертуаре театра лирическая драма «Луна и листопад», поставленная по повести Мустая Карима «Помилование», не могли не затронуть зрительских сердец.

Даже в 90-е годы, в самое сложное переходное время, когда удерживать интерес зрителя к театру, будить в нем потребность в искусстве становилось все сложнее, Михаил Исакович не мог допустить и мысли, о том, чтобы пойти пути наименьшего сопротивления и заполнить афишу своего театра низкосортными комедиями. Он продолжал вести со зрителями разговор, где важны были полные человеческие ценности: любовь к ближнему, понимание, вера в добро. Полные лиризма спектакли «Касатка» А.Н. Толстого, «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова, «Очень простая история» М.Ладо, «Пока она умирала» Н. Птушкиной с благодарностью принимались аншлаговыми залами.

Появление в труппе театра целой группы хореографически и вокально подготовленных молодых артистов – первых выпускников актерского курса Михаила Исаковича в Уфимском государственном институте искусств – позволило создать целый ряд спектаклей, в которых органично сочеталась яркая сценическая форма и драматическое содержание: «Ваша сестра и пленница…» Л. Разумовской, «Снегурочка» А.Н. Островского, «Черный иноходец» Г. Шафикова, «Приглашаю в вечность, Ваше Величество!» Гр. Горина.

Труппа театра (а сегодня это более пятидесяти актеров) пополняется выпускниками театральных учебных заведений – в Уфу едут молодые актеры из Красноярска и Челябинска, Иркутска и Воронежа, Казани и Екатеринбурга.
Принципиально важной для художественного руководства театра всегда была возможность сотрудничать с приглашенными режиссерами – представителями совершенно разных по стилистике и эстетике школ. Именно поэтому в афише театра можно встретить имена многих известных российских и зарубежных мастеров. Многие спектакли отмечены призами и наградами престижных Международных театральных фестивалей.

Стараясь расширить границы творческих возможностей, коллектив театра не останавливается на постановке только драматических спектаклей. Он все увереннее осваивает смежные жанры. Это и мюзикл «Голубая камея» К. Брейтбурга и К. Кавалеряна, и рок-опера «Белый конь. Златая птица» вошедшая в Лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска».

Сегодня в репертуаре театра идут восемь спектаклей, поставленные Михаилом Рабиновичем – и их числе «Старый дом» А. Казанцева, «Бешеные деньги» А.Н Островского, «Метель» А.С Пушкина. Последней его работой стала постановка «Свой путь» молодого российского драматурга Ярославы Пулинович…
С уходом из жизни Мастера театр осиротел. Сплоченный общей бедой, коллектив продолжает работать – готовит к постановкам новые спектакли, планирует гастроли, поездки на фестивали, творческие лаборатории. Словом, всеми силами старается сохранить в театре ту атмосферу, которая была одной из важнейших забот Михаила Рабиновича.

Сейчас все чаще звучат мысли о том, что репертуарный театр устарел, что театру нужны сильные директора, грамотные менеджеры-управленцы, что нужно искать «новые формы». Все чаще вместо спектаклей, волнующих зрителя, дарящих ему эмоции, мы сталкиваемся с модными «проектами», которые кажутся актуальными, отвечающими духу времени, но на поверку лишь уводящими от сути Театра.

Только настоящий, мощный творческий лидер может определять художественный вектор – тонко чувствовать, какие спектакли сегодня нужны зрителю – не идти у него на поводу, а, как бы пафосно это ни звучало, а вести его за собой, взращивать своего зрителя, воспитывать его – умного, чувствующего, открытого…
Именно художественному лидеру под силу ставить перед актерами новые задачи – не эксплуатировать их внешнюю характерность, а давать роли, что называется, «на сопротивление», раскрывая в каждом новые грани таланта, задавать высочайшую профессиональную планку, заботиться, наконец, о преемственности поколений. На это нужно время – это дело не одного дня. Только тогда и будет жив театр!

И сегодня найти такого человека весьма непросто… И не сбиться с пути... Может быть, потому так вовремя началась работа над спектаклем «Иванов», в эти дни выходящая на «финишную прямую». В чеховской пьесе режиссер Григорий Лифанов поднимает очень важные темы – одиночества людей, желание их быть услышанными…
Потому что, как сказал когда-то в одном из интервью Михаил Исакович, «…театр – дело духовное, в театре можно и нужно спасаться от суеты, пошлости, находить ответы на вопросы, которые тебя мучают… Театр не зря когда-то назвали храмом. Театр – это место, где человек очищается, театр – во спасение человеческой души…»
Да будет так! С юбилеем, дорогой наш Театр!

Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA